Вернуться ко всем публикациям
Ценообразование для начинающих фотографов
29 Апреля 2019

Ценообразование для начинающих фотографов

Какую же цену назначить на услуги фотографа? Чаще об этом задумываются начинающие фотографы. В данной статье мы расскажем Вам, что следует учесть, прежде чем озвучить клиенту стоимость Ваших услуг.

Что определяет цену?

Мы не будем уходить в глубины экономической теории и описывать модели ценообразования со времен зарождения рыночной экономики. Мы просто расскажем, что влияет на цену. Зная это, вы сможете не только определить «свою» цену, но и управлять ей.

1. Художественная ценность и качество работ

Художественная ценность и качество работ напрямую зависит от уровня мастерства фотографа. Знания и навыки фотографа определяют, насколько интересными и качественными получатся фотографии.

Опосредованно на этот параметр влияет фотоаппаратура. Более дорогая и навороченная современная фотоаппаратура позволит делать снимки «лучше». Мы определили этот фактор как дополнительный. Фотоаппаратура не заменит знаний и навыков фотографа. Она может облегчить процесс съёмки и уменьшить время на обработку изображений. Если у Вас нет супероборудования, Вы будете компенсировать это Вашим временем и умениями.

2. Уровень благосостояния вашей целевой аудитории

Фотограф должен понимать, что цены в столице или в курортном городе будут отличаться от цен в маленьких городах. Цены за  услуги фотографа в Москве, Санкт-Петербурге или Сочи будут заметно выше цен в маленьких городах и поселках Предуралья. Это правило работает не только в отношении регионов. Такое же различие может быть внутри одного города в зависимости от района.

Особенно это сказывается на работе школьных и детских фотографов. Так, например,  цена за школьную фотографию в гимназии Центрального района Санкт-Петербурга  выше, чем в средней образовательной школе Невского района.  Да что там, район. Школьные и детские фотографы знают, что даже внутри одного района цены будут различаться от школы к школе, от садика к садику. Уровень благосостояния клиентов (в случае со школьными фотографами - родителей) очень разнится в детских учреждениях. Частные школы или муниципальные, популярный лицей и модная гимназия или общеобразовательная школа. Все это надо учитывать при установке цен на свои услуги. 

Это совсем не значит, что вы можете продавать одни и те же услуги по разным ценам. "Богатые" школы – больше платят, больше фотосессий, больше дополнителных услуг, но вместе и тем и много требований и претензий. "Бедные" школы – меньше платят, фотосессии по необходимости со стандартным качеством и минимумом требований  и претензий. В частных школах, например, Вы можете рассчитывать на более высокую покупательную способность Ваших клиентов. Однако, если Ваши клиенты платят больше, они ожидают и получить больше, качественнее и лучше. Результат работы должен соответствовать цене. 

3. Дополнительные услуги

Хочешь еще выше поднять цену - обоснуй! Здесь Вам помогут дополнительные услуги. Какие именно, зависит от Ваших умений, фантазии и связей. Вот несколько вариантов, которые вы можете смело добавлять себе:

1). Послевкусие решает всё

Что действительно может омрачить впечатление от взаимодействия с фотографом, так это невыносимо долгое ожидание готовых снимков. Этот процесс ожидания давно стал уже мемом. Некоторые клиенты меряются тем, кто фотографии ждал дольше. Хотите очень приятно удивить клиентов? "Добивайте" заказы в срок. Для репутации фотографа выполнение обещанных сроков важнее, чем взять как можно больше заказов в расчете заработать больше и не справиться. Берите работу "по силам", привлекайте помощников. 

В профессиональной деятельности последний штрих, эдакое "послевкусие", решает многое. Как мы все любим возвращаться в те рестораны, где нам дают немного больше, чем за что мы заплатили, так и клиенты будут возвращаться к Вам за приятным бонусом. 

2). Чего бы Вы не пожелали - я могу больше

Попробуйте не угадывать желания своих клиентов, а создавать их. Клиент порой не знает, чего хочет, пока не увидит, что возможно многое и даже больше. Всегда вооружаясь стандартным набором услуг и товаров, имейте в запасе вишенку на торт для особых клиентов. Создайте своё особое видение коллажей, альбомов или буклетов. Ваш девиз: стандартно могут все, а за чем-то необычным и особенным - это к Вам. 

3). Специальные условия оплаты

Ваш клиент хочет больше, чем может оплатить за раз? Да будет так. Если к Вам идут за качеством, то предлагайте качество во всём. Гибкий подход к оплате несомненно один из факторов качества. Однако, предлагая свои услуги в кредит или рассрочку, не забывайте составить договор. Стремление угодить клиенту не должно идти Вам во вред. 

4). То, что можно пощупать и увидеть

Вы можете предлагать огромное количество продуктов дополнительно к фотосессии. Товаров с фотографиями - постеры, пазлы, календари, часы и пр. - да, представьте, есть еще клиенты, которым это очень нравятся! Запись презентаций, фильм по мотивам фотосессии и многое другое. 

5). Личный бренд фотографа

Непрерывно работайте над своим личным брендом. Хорошо продуманный бренд - это  шаг к узнаваемости, лояльным клиентам и потоку заказов. С каждым выполненным заказом Вы делаете вклад не только в свое портфолио, но и в свою репутацию. Клиенты приводят клиентов получше рекламы. Но само собой это происходит редко. Процесс работы должен отражать Вашу ответственность и самоотдачу. А вооружившись принципами клиентоориентированности Вы можете смело требовать соразмерную оплату высоких стандартов своей работы. 

О том, то такое профессионализм и как его взрастить, Вы можете прочитать в этой статье.

Теперь Вы знаете факторы влияющие на цену. Самое время приступить к определению своей ценовой политики именно для Вас. Оцените свои знания, навыки, имеющееся оборудование, Вашу целевую аудиторию. Проанализируйте сроки исполнения заказов, необходимость привлечения помощника к их обработке или использования сервисов и программ для упрощения и ускорения рабочих процессов. Подумайте, какие дополнительные услуги Вы можете добавить в свой список. Решите, что Вы можете сделать для создания или укрепления Вашего личного бренда. И, наконец, определите Вашу цену и возможности ей управлять.